Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Технология установки бордюров

На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.

Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет — придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.

Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.

Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.

Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи — нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, «вооружённые» такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.

Пока бетон не «стал» есть возможность подправить установленный на «ляпушки» бордюрный камень — сместить его вправо-влево, скорректировать угол его наклона и высоту. Для этих целей применяются резиновые молотки. Другой твердый инструмент может повредить, расколоть бордюр.

Стоит заметить, что иногда выставляют бордюры не на бетонную смесь, а на кирпичи. Конечно, так-то — скорее (примерно вдвое), но качественно поставить бордюры в этом случае получится, только если основание выполнено очень-очень ровным.

После того, как бордюры выставлены, — можно приступать к следующему этапу работ – их бетонированию. По бокам от бортовых камней на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку, затем заливают ее бетоном

В процессе укладки бетона важно отследить, чтобы бетонная смесь зашла и полностью заполнила пространство под бордюром. Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 бордюрных камней. Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования

После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном

Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования. После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном.

Завершаются работы по установке бордюров засыпкой пазух траншеи щебнем, песком, ГПС или грунтом.

Выполняя работы по установке бортовых камней, нужно отнестись со всей серьёзностью к современным требованиям по благоустройству. В частности, в ряде мест должны выполняться прогибы линии бордюров, которые требуется соблюдать для реализации требований по доступности «среды» для людей с ограниченными возможностями.

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…

Читать далее

Функции и виды бордюров

Они задают границы территории, помогают разграничивать зоны внутри участка. Бордюры не дают расползаться покрытию, особенно мягкому — гравию, щебню, траве. Но чтобы не испортить вид всему участку, поребрики должны быть эстетичными и аккуратными.

Сначала необходимо определиться с видом бордюра. Его классифицируют в зависимости от веса и назначения:

  1. Дорожный/магистральный. Ограждение подойдет для укладки вокруг дома, чтобы разделить частную территорию и проходящую рядом дорогу. Для проведения работ понадобится автоматический укладчик. Чтобы уложить крупные отрезки, лучше пригласить команду строителей.

  2. Тротуарный. Бордюром можно ограждать садовые дорожки, тропинки из брусчатки, клумбы и цветочные композиции. Он помогает придать тропинкам завершенный и ухоженный вид. Еще им закрепляют ступени лестниц. Легче предыдущего, поэтому можно ставить самостоятельно.

  3. Садовый. Поребрики тоже легкие, поэтому их можно сделать даже из подручных средств. Здесь больше выбора формы и цветовой гаммы. С установкой садового бордюра своими руками справятся даже новички.

Подробнее о том, как делать ограждения для грядок своими руками, вы можете узнать в другой нашей статье. Там мы рассматривали варианты из пластика, древесины, шифера и, конечно, бордюрного камня.

Обрамлять дорожки и участок можно разными материалами. Рассмотрим самые ходовые для этого варианты:

  1. Кирпич. Можно задействовать материал, оставшийся после стройки. Красиво смотрится укладка углом, когда кирпичи выступают над поверхностью. Чтобы они не разрушались и не рассыпались, используйте цемент для формирования основы. Но вы можете закупить тротуарный клинкерный кирпич — более стойкий к разрушению и атмосферным осадкам, чем обычный.

    Если положить кирпичи друг на друга, то получится мини-стена. Она хорошо смотрится рядом с растениями, свисающими над тропинкой.

  2. Камень. Естественно смотрится бордюр из природных камней, который обрамляет дорожку, усыпанную щебнем или гравием. Крупные валуны вкапывают в землю, а небольшие камушки закрепляют цементом. Натуральный камень, например гранит или мрамор, стоит дорого, поэтому его можно заменить искусственным.

    Каменные бордюры славятся долговечностью и прочностью. Но пористые варианты лучше не брать, т.к. в них собирается влага, которая зимой замерзает. Это постепенно разрушает камень изнутри.

  3. Дерево. Материал задает определенную эстетику участку, хотя и не такой долговечный, как камень или кирпич. Бордюры подойдут для сада в стиле кантри или ограничения дорожек, вымощенных деревом. Можно сэкономить, если взять остатки материала после строительства.

    Варианты установки поребрика своими руками: в виде горизонтальных или вертикальных шпал, деревянных чурок или брусков. Их можно покрасить в любые оттенки. Антисептические составы продлевают срок службы деревянных бордюров. Но даже при постоянной обработке древесина не прослужит больше 10-12 лет.

  4. Бетон. Идеален для украшения асфальтовых, каменных и бетонных тропинок. Бордюр отличается стойкостью к механическим нагрузкам и служит не один десяток лет. За ним не нужно ухаживать, но он выглядит простовато, по сравнению с деревянными или каменными ограждениями.

    Необязательно выбирать традиционный серый оттенок. Продаются коричневые и красные заготовки, также есть возможность покрасить бетон фасадной краской под цвет тропинки.

  5. Тротуарная плитка. Здесь много вариантов, как установить тротуарный бордюр своими руками. Поребрик необязательно делать из того же материала, который использовался для тропинки. Плитку можно уложить по краям, а само покрытие сделать мягким, например из гравия. Материал хорошо использовать на участках с глинистой почвой. На другом грунте можно заливать цемент, чтобы плитки не разъезжались.

  6. Пластик. Обычно используют один из вариантов — гибкую ленту или секционные бордюры. Рулон ленты раскатывают на нужную длину и закапывают в почву. Секционные бордюры состоят из нескольких элементов, которые соединяют между собой.

    Пластиковые бордюры не так эстетичны, как древесина или камень, поэтому границы редко выделяют на фоне тропинок.

Как правильно установить дорожный бордюр?

Предположим, что была выполнена укладка тротуарной плитки и финальным этапом обустройства является укладка дорожного бордюра. Технология выполнения этой работы достаточно проста, но начинающему будет трудно даже без элементарной инструкции. Давайте рассмотрим все подробно.

Разметочные работы

Для проведения разметки вам понадобятся деревянные колышки и веревка (можно нитку и т. п.). Колышки забиваются непосредственно в месте монтажа бордюрного камня, и по ним натягивается нитка. Расстояние между колышками должно быть таким, чтобы веревка не провисала.

Важно выбрать правильную высоту колышек. Уровень натяжение должен соответствовать верхней полости бетонного изделия после установки. Это позволит установить камень правильно.

Это позволит установить камень правильно..

Рытье траншеи

Для работы в домашних условиях нерационально использовать специальную технику. Именно поэтому придется вооружиться лопатой и начинать копать. Но перед этим нужно узнать необходимую глубину траншеи. Для этого стоит знать:

Высоту, которой обладает бордюр дорожный;

Ширину слоя бетона.

Представим, что высота изделия 30 см. Щебеночный шар будет 6 см и песчаный – около 3 см. Что касается бетона, то его высота 2-3 см. Получаем 36 + 6 + 3 + 3 = 48 см. Именно такой будет высота конструкции, но это не означает, что и траншея должна быть подобной глубины. Нужно учитывать и высоту бордюрного камня над поверхностью земли. Допустим, что она равна 20 см. Следовательно, нужно углубляться на 28 см.

Что касается ширины траншеи, то достаточно, чтобы камень мог в нее войти и по обоим бокам был запас в 2-4 см.

Когда выемка грунта окончена, то проводится выравнивание дна и уплотнение (для его проведения лучше использовать специальное оборудование).

Создание подушки

Этот процесс проходит приблизительно так:

Засыпается первый слой щебня;

Выполняется его разравнивание и утрамбовка;

Песчаный слой также нужно выровнять и уплотнить.

Замешивание и заливка бетона

В бетономешалку загружается цемент и песок (когда выполняется установка дорожного бордюра, технология подразумевает использование связующего вещества с маркировкой М300-М400). Песок используется мелкозернистый. Когда сухая смесь хорошо перемешана, добавляется вода. Отлично, если готовый раствор густоват — не сильно жидкий и не излишне вязкий.

Отлично, если производство тротуарной плитки и бордюрных изделий выполняется одной компанией – можно быть уверенным в одинаковом сроке службы изделий.

Съезды и пониженные бордюрные камни. Книга по Доступной среде

Библиотека

СП 59.13330.2016 — 5.1.5 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.

Перепадами высоты считаются препятствия на пешеходных путях высотой более 2.5 см:

Преодоление бордюрного камня высотой до 1,5 см, как правило, не представляет трудности для инвалида на кресле — коляске.

Перепады высоты от 1,5 до 2.5 см допустимы, но могут вызвать затруднения у части инвалидов. Так как для преодоления на кресле-коляске перепада более 2.5 см может потребоваться посторонняя помощь.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 5 см.

Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

СП 59.13330.2016 — 5.1.8 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.

Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 90 см. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко — желтой (или белой) краской.

Съезд — это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.

СП 35-101. Съезды не должны выступать на проезжую часть.

Съезд должен полностью располагаться на тротуаре.

При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания — не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, — не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.

Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.

Если съезд расположен перпендикулярно тротуару, то на нём должен оставаться ровный проход без бокового уклона для прохода людей и безопасного проезда на кресле-коляске. На этой ровной части тротуара инвалид на кресле коляске сможет безопасно развернуться, чтобы съехать на проезжую часть.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре.

Ограждение, бордюр с направляющей функцией вдоль тротуара

СП 35-101. Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.

4.15. Рекомендуется, если не требуется иная окраска, выделять: желтым цветом – ограничительные бортики, пересечение пути, первую и последнюю ступени лестницы.

Перепад высоты, бордюр или ограждение вдоль тротуара определяется тростью и предохраняет слепого от выхода на проезжую часть.

Для территории здания, где нет интенсивного транспортного движения, допускается объединять проезжую и пешеходную часть.

В этом случае наилучшим вариантом является тактильная полоса с направляющими рифами до главного входа.

Отсутствие направляющих элементов не может быть причиной недоступности территории для слепого. Инвалид по зрению для передвижения может использовать другие ориентиры, в том числе звуковой маяк, воспользоваться помощью сопровождающего.

При определении степени доступности территории направляющие элементы на данном этапе не учитывается.

При отсутствии бордюров вдоль газонов необходимо рекомендовать установку бордюра или декоративного ограждения, тактильной полосы.

Предназначение и установка дорожных бордюров

Ни одна площади или улица не обходится без бордюра – узкой полоски по краю дороги. Во время строительства его устанавливают первоначально с целью обозначения границ, а затем выполняют укладку покрытия дороги. Дорожный бордюр обеспечивает четкое разделение проезжей части и тротуара. Также он укрепляет и защищает тротуарную плитку от воздействия атмосферных осадков (дождя, снега, града) и механических повреждений.

Бордюры, изготовленные методом «вибропрессования», считаются оптимальными для использования на отечественных дорогах. Им характерна устойчивость к внешним повреждениям и перепадам температур, эстетичность и долговечность. Бордюры этого вида гармонично впишутся в архитектурный интерьер любого стиля. Такие характеристики не свойственны бордюру, произведенному на основе обычного литого бетона.

Основное предназначения дорожного и тротуарного бордюра:

  1. Разграничение зон для пешеходов от проезжей части. Бордюр предотвращает выезд транспортных средств на пешеходные дорожки.
  2. Наличие бордюра сохраняет целостность и привлекательность городского тротуара. Он эффективно удерживает плитку на пешеходных дорожках, не допуская ее расползания.
  3. Бордюр играет роль не только стройматериала, но и является декоративным украшением местности.

Устанавливают бордюры ниже уровня подстилающего слоя, за счет этого они поддерживают тротуарную плитку. Если основание не железобетонное, то подстилающие слои делают из распространенных сыпучих материалов – щебня и песка. В этом случае нет четкой привязки к местности и возможны сдвиги отмостки.

Если плитку кладут не на цементный раствор, а на песок, тогда она тоже не привязана к конкретной местности. Из-за постоянного передвижения транспорта и людей возникает механическая вертикальная и горизонтальная нагрузка на плитку и подстилающие слои.

Бордюрный камень устанавливается ниже основания мощения на 10-20 см, образуя прочный и надежный барьер. Он эффективно защищает подстилающие слои дорожного полотна и элементы мощения от возможного сдвига

Это важно при мощении любых наклонных поверхностей

Высота бордюра

16.05.2011, 14:12

1 |
#2

21.08.2013, 16:44

1 |
#3

Устройство общей неизолированной рампы между подземными или надземными этажами автостоянки не допускается. 5.1.31. Рампы в автостоянках должны отвечать следующим требованиям: а) продольный уклон прямолинейных рамп по оси полосы движения в закрытых неотапливаемых и открытого типа стоянках должен быть не более 18%, криволинейных рамп — не более 13%, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп — не более 10%; б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6%; в) на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м с бордюром высотой не менее 0,1 м; г) устройства плавных сопряжений пандусов с горизонтальными участками пола при уклоне более 13%; д) обеспечения минимальной ширины проезжей части рамп: прямолинейной и криволинейной — 3,5 м, минимальной ширины въездной и выездной полосы — 3,0 м, а на криволинейном участке — 3,5 м; е) соблюдения минимального внешнего радиуса криволинейных участков 7,4 м.

«СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/9)

8.1.7.7. Устройство у кромки проезжей части, на границе с обочинами, с островком безопасности или с разделительной полосой возвышающегося бордюра без совместной установки ограждений допускается только в пределах населенных пунктов. Рекомендуемая высота бордюра — не более 15 см.

«ОДМ 218.4.005-2010. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 12.01.2011 N 13-р)

4.2.4.3. Высота бордюра направляющих островков должна быть не более 10 см.

«ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст)

В стесненных условиях и на подходах к мостовым сооружениям допускается устраивать велосипедные дорожки на обочине. В этих случаях обочины следует отделять от проезжей части бордюром высотой 0,20 — 0,25 м, расположенным за укрепленной (краевой) полосой, а дорожки располагать на расстоянии не менее 0,75 м от вертикальной грани бордюра.

«РСН-88. Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 28.07.1988 N 146) (ред. от 29.05.1990)

3.7.7. Устройство у кромки проезжей части, на границе с обочинами или с разделительной полосой возвышающегося бордюра допускается только в пределах населенных пунктов. Высота бордюра должна быть не более 15 см, на автомагистралях не более 8 см. При установке более высокого бордюра его грани должны быть скошены в сторону от проезжей части с наклоном 1:0,5. Подобные требования к бордюрам предъявляются при устройстве островков на канализированных и кольцевых пересечениях.

«Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 24.06.2002 N ОС-557-р)

Тротуар должен быть, как правило, приподнятым по отношению к проезжей части и отделяться от нее бордюрным камнем высотой 15 — 20 см (когда он непосредственно примыкает к проезжей части) и (или) газоном.

«Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации» (под ред. С.И. Гирько) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003)

Источник статьи: http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=67630

Как производят поребрик?

Как и любое строительное изделие, поребрик должен иметь определенные характеристики и соответствовать установленным нормам. Изделие делают по двум технологиям.

Вибролитье. Подразумевает правильные размеры и четкую геометрию. Производство направлено на повышение плотности бетона и уменьшение его пористой структуры. Конструктивно это двухсоставное изделие, то есть у него есть внутренняя и наружная части.

Ассортимент поребриков не отличается широтой. Оставляет желать лучшего декоративная составляющая – это и служит первопричиной того, что многие домашние мастера выбирают самостоятельное изготовление дорожных либо садовых поребриков. Таким образом, вне цеха можно получить изделия с любым сечением и разные по цвету.

Нужные качества готовым элементам придают с помощью сухих строительных смесей. Они обеспечивают поребрику стойкость к влиянию влаги и низкой температуры. Изделия можно окрашивать на этапе замеса, добавляя в массу специальные красители. Такой подход более затратный финансово, но уложенный поребрик не будет нужды периодически обновлять для защиты и привлекательного вида.

Какие существуют значения у бордюрных ограждений?

Дорожные бордюры производятся из гранита, согласно регламентам, ГОСТ 32018-2012 и бетона, ГОСТ 6665-91. Производители, опираясь, на данные нормативы, выпускают изделия со следующими габаритами:

  1. Бетонная отбортовка:

    • БР 1000 . 300 . 150 – 1.0 х 0.3 х 0.15 м, высота над твёрдым покрытием автомагистрали – 0.15 м.
    • БР 3000 . 300 . 150 – 3.0 х 0.3 х 0.15 мм, h над покрытием дороги – 0.15.
    • БР 6000 . 300 . 150-A-IV – 6.0 х 0.3 х 0.15 м, усиленные стержневой арматурой, h над эксплуатируемым покрытием автомагистрали – 0.15.
    • БР 1000 . 300 . 180 – 1.0 х 0.3 х 0.18 м, h лицевой грани – 0.15.
    • БР 3000 . 300 . 180 – 3.0 х 0.3 х 0.18 м, h лицевой грани – 0.15.
    • БР 3000 . 600 . 200 – 3.0 х 0.6 х 0.20 м, h лицевой грани – 0.30.
    • БР 6000 . 600 . 200-A-IV (A-V) – 6.0 х 0.60 х 0.20 м, усиленные стержневой арматурой, h лицевой грани – 0.30 м.
    • БУ 3000 . 300 . 290 – 3.0 х 0.30 х 0.29 мм, h лицевой грани – 0.15.
  2. Гранитные бордюрные камни:

    • ГП1 – 0.50 – 2.0 х 0.30 х 0.15 м, h лицевой грани – 0.15.
    • ГП2 – 0.50 – 2.0 х 0.40 х 0.18 м, h лицевой грани – 0.20.
    • ГП3 – 0.50 – 2.0 х 0.60 х 0.20 м, h лицевой грани – 0.30.

Все бетонные бордюры имеют скошенный угол (фаску) со стороны лицевой грани, с габаритом 30 х 150 мм, размер которой определяет высоту видимой части конструкции отбортовки. Гранитные бортовые грани также оснащаются радиусной или угловой фаской с размерами 30 или 40 мм.

Руководствуясь данными нормативами, большинство заводов разрабатывают собственные технические условия, на основе которых происходит выпуск продукции.

От каждой новой партии отбираются опытные образцы, которые подвергаются многостадийным испытаниям с получением сертификата государственного образца на предмет соответствия ТУ, что говорит о повышенном качестве продукции.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий