Установка бордюров своими руками

Разновидности тротуарной плитки

Тротуарную плитку классифицируют по разным критериям. По внешнему виду это:

  • формы;
  • размеры;
  • расцветки.

Технологий изготовления плитки для мощения существует несколько:

  • бетон — это классика, простая в производстве, недорогая, прочная в эксплуатации;
  • натуральный камень, чаще всего это цельный гранит, наиболее прочный, но очень дорогой материал;
  • гранитная крошка соединенная вяжущим материалом, красивая, но очень дорогая и сложная в укладке;
  • обожженная глина, имеет оригинальный внешний вид благодаря текстуре, похожей на черепицу;
  • дерево — появилась в производстве недавно, простая в изготовлении и укладке, красивая на вид, но уступает в прочности.

Наиболее распространенную и часто используемую бетонную тротуарную плитку делят по способу изготовления:

  1. Вибропрессование. Полусухая бетонная смесь заливается в форму с прессом, установленную на вибрирующую станину, и под давлением происходит уплотнение раствора. Такая плитка очень прочная, поэтому рациональна для применения на территории, где будет ездить транспорт.
  2. Гиперпрессование. Метод отличается от вибропрессования отсутствием вибрации, уплотнение полусухого раствора происходит благодаря сильному давлению гидравлического пресса. Плитка получается долговечной и износоустойчивой.
  3. Вибролитье. Плитка производится из более жидкого бетона с добавлением пластификатора, который заливается в пластиковую форму и устанавливается на стол с вибрацией. После уплотнения ячейки укутывают пленкой и сутки выдерживают. Такая плитка менее прочная, но имеет больший ассортимент форм, расцветок и фактур.

Укладка по этапам

Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.

Разметка

следует разбить линию монтажа

На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.

На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.

Рытье и подготовка траншеи

Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.

Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.

В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.

Основание для поребриков

Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.

Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.

Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.

В этом случае бордюр нужно ставить на не застывший бетон.

Резка элементов

При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.

Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.

Монтаж

нужно укладывать на подготовленное основание

При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания

Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.

Фиксация

Выполняется после установки такой же бетонной смесью, которая использовалась для устройства основания. Параметры бетонного замка зависят от габаритов камня. Примерные значения — высота 8-10 см, толщина 5-7 см.

Заделка швов

Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.

Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.

Укладка бордюра своими руками. Инструкция

Когда осуществляется укладка бордюра своими руками, особенно если вы впервые столкнулись с подобной задачей, необходимо соблюдать специальную технологию и следовать инструкциям. Особой сложности в этом процессе нет, однако, не стоит пренебрегать ни одним из обязательных шагов по укладке. Рассмотрим более детально технологию укладки бордюрного камня.

Первый шаг, и один из самых важных, это правильно выбрать место для будущей укладки и провести качественную разметку. Для разметки удобно использовать нить, которую необходимо натянуть от колышка до колышка в месте, где планируется укладка бордюра. Если функцией бордюра будет разделение дорожек, то стоит предусмотреть специальный уклон для стока воды

Также важно правильно учитывать высоту.

Второй шаг. Выкапывание траншеи

Глубина траншеи напрямую зависит от высоты бордюра до нити, а также от толщины цементной подушки, на которой будет располагаться непосредственно бордюрный камень. Ширина траншеи должна быть оптимальной, то есть она должна вмещать бордюр и при этом иметь небольшой запас с каждой стороны для комфортного проведения строительных работ. К примеру, если высота камня равняется 25 сантиметров, а его ширина 10 сантиметров, то с учетом подушки в 3 сантиметра необходимо будет выкопать траншею глубиной 28 сантиметров и шириной 12 сантиметров
Обратите внимание, что выкапывая траншею, лучше все же предусмотреть некоторые припуски, так как лишнее пространство всегда можно заполнить, а вот, если высоты вдруг будет недостаточно, то всю работу придется проводить заново.

Третий шаг. Подготовка основания
Очень важно тщательно сформировать цементную подушку, она должна быть ровной, это один из важных моментов качественного бордюра, который будет служить долгое время. Для выравнивания подушки используется правило и маяки. Маяками могут служить небольшие, длиной 10-20 сантиметров и шириной 3-5 сантиметра, деревянные брусочки. Эти бруски необходимо разместить на дне траншеи, залить их песчано-цементной смесью, после чего выровнять слой и извлечь бруски, а свободные участки заполнить оставшейся смесью.

Четвертый шаг. Переходим к установке бордюра. При установке каждого элемента важно качественно выровнять каждый из них. Для выравнивания применяется резиновый молоточек, чтобы не повредить целостность камня. Стоит также учитывать, что камень может немного покоситься, поэтому для выравнивания следует применять уровень. Следуя такому алгоритму действий необходимо укладывать все камни бордюра один за одним.

Пятый шаг. После установки нескольких камней бордюра необходимо зафиксировать его основание, чтобы под тяжестью камней линия не покосилась. С этой целью необходимо перейти вновь к первому камню и залить его небольшим количеством цементно-песчаного раствора, в соотношении один к трем, смесь необходимо набрасывать на камень, как бы приклеивать. Изначально накидываем небольшие кусочки смеси на камень. А в завершении формируем стоп-уголок в 45 градусов, который будет служить фиксатором и увеличит площадь опоры.

Шестой шаг. Завершение. Последним этапом является выравнивание бордюра. Одиночный бордюр выравнивает под уровень грунта, он прикапывается землей и разравнивается. Если бордюр граничит с дорожкой, то необходимо выровнять само основание под укладку плитки. Какая бы не предстояла дальнейшая отделка промежутки между бордюром и краем траншеи, необходимо тщательно засыпать предпочитаемым материалом или же по просту залить их цементной смесью. Вот и все, установка бордюра завершена. Более детально можно ознакомиться с тем, как выполняется укладка бордюра своими руками в ниже представленном видео.

Преимущества использования бордюров

Все виды ограничителей обладают исключительной прочностью и долговечностью. В процессе эксплуатации материал не выделяет никаких токсинов, не боится морозов и резких перепадов температур.

берётсяуложить обрамление дорог любого типа по демократичным расценкам. Вес массивных дорожных конструкций доходит до 100 кг, поэтому при монтаже фирма использует специальную лёгкую технику, облегчающую труд рабочих и ускоряющую процесс установки каждого м 2 бордюра.

Ухаживать за дорожным полотном с установленным ограничителем несложно. Работа по уборке грязи и пыли, собирающейся у основания, заключается в обработке плитки струёй воды из шланга или брандспойта поливальной машины.

Современные технологии изготовления бетона позволяют получать продукцию разного цвета. Дорожные ограничители можно использовать с учётом дизайнерского оформления улицы, придавая визуальной целостности общему оформлению пространства.

При проведении ремонта дорожного полотна элементы ограничителей можно не менять, если они сохранили целостность и эстетичность внешнего вида. При необходимости замены отдельных элементов блоки легко удаляются и заменяются на точно такие же, но новые и целые.

Рекомендации профессионалов

Простота монтажа иногда приносит свои сложности, справиться помогут советы мастеров:

выбирая узорные или текстурированные плитки, нужно осторожно обрезать элементы – минимальный отступ от края поможет совместить детали без урона рисунку; обрезка плит при выкладке обычными рядами выполняется под углом в 45 градусов; излишки клея нужно снять сразу, промокнув каплю чистой салфеткой; диагональная выкладка начинается от центра помещения – выстроить диагональ от точки, по ней выложить 4 плитки, а затем продолжить укладку с соблюдением схемы; клей сохнет не менее 2 дней, поэтому помещение нужно уберечь от сквозняка и не приниматься за окрашивание декора сразу после выкладки. Декор с текстурированной лицевой поверхностью всегда дополнен стрелками на обратной стороне детали

Декор с текстурированной лицевой поверхностью всегда дополнен стрелками на обратной стороне детали

Так производитель указывает, куда должен «смотреть» рисунок, лучше обращать внимание на стрелки, чтобы не приниматься потом за переделку

Монтаж бордюров из диких камней

Бордюры из диких камней изготавливают: из песчаника, известняка, туфа, кварца, гранита, базальта. Для бордюров ограждающих дорожки чаще применяют однотипные камни. Своими руками бордюр можно установить, если соблюдаются определённые правила:

  • проводят планировку на участке, разбивают его по зонам. Они бывают: садовые, огородные, зона, где отдыхают. Отмечают места, где будут находиться цветники, дорожки, бассейн. Далее определяются с высотой и формой бордюров;
  • для высоких бордюров подготавливают фундамент и используют «мокрую» кладку. Траншею роют глубиной до 0,25 м, а в ширину он должен соответствовать размерам укладываемых камней. В канаву укладывают полиэтиленовую плёнку, для улучшения гидроизоляции и наполняют её бетоном. На смесь из песка и цемента укладывают камни. С помощью уровня контролируют кладку;
  • для установки невысоких бордюров фундамент не требуется. Для их установки используют «сухой» метод. Камни вдавливают в грунт без использования раствора. При необходимости для камней больших размеров лопатой в грунте роют углубления. В основании бордюра укладывают камни больших размеров.

Виды, габариты, масса и назначение

Межгосударственный стандарт на железобетонные и бетонные бортовые камни ГОСТ 6665-91 устанавливает классификацию и разновидности применяемых на практике элементов благоустройства. При этом бордюры или бортовые камни, выполненные тяжелых, песчаных или мелкозернистых видов бетонов в соответствии с нормативными требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 26633, предназначенные для отделения газонов, тротуаров, дорог, пешеходных дорожек и прочих зон по своим конструктивным особенностям разделяются на следующие марки:

  • БР – бордюры рядовые прямые. Большая часть территорий дворов и городских дорог обустроена с помощью такого элемента. В сферу его использования входят также благоустройство остановок и отделение газонов, проезжей части и тротуаров, выделение полотна движения трамваев. Длина изделий может варьироваться в пределах от 1 до 6 метров при высоте от 300 до 600 мм и ширине от 150 до 200 мм. Масса изделий марки БР в зависимости от габаритных размеров варьируется от 100 кг до 1170 кг;
  • БУ – элементы прямой конструкции с наличием уширения, которые предназначены для отделения зон газонов, тротуаров, проездов улиц. Длина изделий варьируется от 3 до 6 метров при габаритах ширины и высоты 300 мм и 290 – 320 мм. Продукция марки БУ в зависимости от марки составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БЛ – прямого типа с наличием лотка. Элементы имеют конструкцию с изгибом, которая позволяет отделять зоны тротуаров, дорог, газонов, разграничивать между собой полосы безопасности. При длине 3000 мм изделия имеют ширину 320 мм при высоте от 680 до 1180 мм. Бордюры БЛ отличаются высокой массой, которая в зависимости от размеров камня насчитывает от 1050 кг до 1690 кг;
  • БУП – изделия прямого типа конструкции с прерывистым уширением. Имея нижний рант и верхнюю скошенную часть, бордюр предназначен для выполнения функции отделения газонов, дорог от проезжей части, а также внутриквартальных проездов. При длине от 3000 мм до 6000 мм высота изделия насчитывает 300 мм, а ширина 320 мм. Расчетная масса изделий марки БУП составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БК – криволинейные бордюры. Специальные бетонные изделия, форма которых позволяет использовать их для отделения тротуаров и газонов от проезжей части в местах скругления дорог. При длине 1000 мм блоки имеют стандартную высоту 300 мм при вариативности ширины в пределах от 50 до 120 мм в зависимости от марки. Справочная масса изделий 120 – 140 кг;
  • БВ – въездные блоки, применение которых ориентировано на размещение изделий в местах отделения дорог и проезжей части от газонов в местах въезда на тротуары. Применение бордюрных элементов марки БВ осуществляется совместно с камнями БР соответствующих по своей марке размерам. Длина блоков насчитывает 1000 мм, в то время как ширина составляет 300 мм, а высота варьируется в пределах от 150 до 180 мм. Блоки бордюр БВ весят 100 – 120 кг.

При производстве изделия для изготовления бордюрных камней в соответствии с требованиями отраслевого стандарта находит применение бетон с классом прочности на сжатие В30. Марка бетона по морозостойкости при этом может варьироваться от F100 до F300. Камни, длина которых составляет 1000 мм, по регламенту ГОСТ 6665-91 должны изготавливаться на основе мелкозернистых бетонов по методике вибропрессования для обеспечения высокого качества и прочностных, физико-механических характеристик. При этом из состава раствора исключаются снижающие прочность воздушные прослойки, добиваясь максимальной плотности и однородности среды. Элементы, длина которых насчитывает 3000 мм и 6000 мм, производятся на основе тяжелых марок бетонов и для упрочнения подвергаются армированию.

Готовые камни должны обладать высокими характеристиками в области прочности и трещиностойкости, проходя испытания нагружением в заводских условиях. Предельно допустимые отклонения длины камней от линейных размеров насчитывают ±8 мм для изделий длиной 1000 мм и ±10 мм при длине 3000 мм и 6000 мм. Погрешность по высоте и ширине составляет от ±4 до ±6 мм. Толщина защитного слоя бетона армированных бордюрных камней должна составлять не менее 5 мм. На поверхности изделий допускаются трещины толщиной до 0,2 мм.

В качестве элементов армирования при производстве изделий выступает напрягаемая горячекатаная стержневая арматура с периодическим профилем классов А-IV и А-V в соответствии с регламентом отраслевого стандарта ГОСТ 5781. Для монтажа и укладки блоки оснащаются специальными монтажными петлями, предназначенными для строповки камней, их подъема, погрузки, перемещения и позиционирования.

Советы

В заключение рассмотрим несколько советов, которые помогут Вам правильно выполнить монтаж:

  • После застывания рекомендуется выровнять края плитки — для этого подойдет циркулярная пила с диском, который хорошо работает с твердыми материалами. Закругление краев нужно обязательно сделать в том случае, если бордюр обладает сложной формой.
  • Работы следует проводить в теплое время года при положительной температуре воздуха и отсутствии осадков. В случае осадков и на морозе работы проводить не рекомендуется, поскольку это может размягчить цементную смесь, что сделает бордюр хрупким и ненадежным.
  • В случае избыточного увлажнения участка рекомендуется заранее спланировать подземный дренаж. При необходимости можно сделать отверстия в бордюре для удаления лишней воды. Сделать дырки можно с помощью обычной дрели с усиленным наконечником для работы с бетоном.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Материалы и технические характеристики:

Металл для подпорных стенок ­— это листы черного металла, оцинкованной стали, атмосфероустойчивой стали COR-TEN, толщиной 3-6 мм. Такие конструкции строят на устойчивых грунтах, так как подпорные стенки из металла легче, по сравнению с другими видами. Поэтому собственный вес не повышает устойчивость опоры. Если высота стен больше метра, для усиления конструкции используют вариант с бетонным фундаментом.

Листовой металл часто специально состаривают с внешней стороны — делают так, чтобы он стал ржавым. С обратной стороны покрывают антикоррозийными средствами. Ржавчина придает особый контраст в дизайне участка.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Еще фото…

Линейный водоотлив – борт (ЛВ-НХ) — это высокоэффективное, но в то же время незаметное дренажное решение для общественных территорий, совмещающее в себе также функции металлического разделителя типов дорожных покрытий.

Конструкция изделия максимально проста, за счет чего и обеспечиваются его основные преимущества:

  • Высокое эстетическое качество
  • Экологичные материалы
  • Эффективность отвода поверхностных вод
  • Простота монтажа

Поскольку Линейный водоотлив – борт, в сравнении с другими подобными системами, компактен по своим размерам, он особенно хорошо подходит для использования на территориях со сложными подземными коммуникациями. Важным плюсом многофункциональной конструкции является возможность его использования на объектах культурного наследия, не нарушая исторический облик, одновременно решать несколько задач: дополнительное водоотведения со сложных участков и сохранение контуров дорожных покрытий.

Скачать бесплатно

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Укладка щебня. Для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20 – 40 мм). Если строится магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40 – 70 мм), за ним – из средней, последний – из мелкой (5 – 20 мм). Главное укатывать каждый слой катком.

Ещё на этапе укладки основания целесообразно обеспечить по бокам скосы для стока воды. Если предусмотрены бордюры, то их так же устанавливают до укладки асфальта. Это касается и других подготовительных работ (проведение или ремонт канализации, поднятие люков). Только после этого можно взяться и за само асфальтирование. Толщина асфальта, как и основания, зависит от предполагаемой эксплуатации дороги.

Минимальная толщина составляет 4-5 см (для дворовых территорий и т.п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистая , наверх мелкозернистая. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой асфальтной крошки. В послойной укладке асфальта важным моментом является сцепление слоёв между собой. Так просто они не соединяются, поэтому перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Существуют два принципиальных подхода к укладке асфальта: холодная и горячая укладка.

Холодной укладкой асфальтовой крошки

Горячей укладкой асфальтовой крошки пользуются при строительстве новой дороги или капитального ремонта старой. Асфальт при такой технологии должен укладываться непременно в горячем виде. Сама смесь заготавливается на заводе, откуда её необходимо как можно срочно доставить на строительную площадку в специальных машинах. И не просто доставить, а разгрузить, равномерно распределить и укатать пока асфальт не остыл. Иначе качественного покрытия не выйдет. При этом соответственно важнейшим фактором является погода. Как ни странно, но часто строительство новой дороги или ремонт старой затягивается именно по этой причине.

Аналогично соединению слоёв , необходимо обеспечить бесшовное соединение полос между собой. Этого возможно добиться только при непрерывной работе, когда уже уложенная полоса ещё не остыла и тут же начинается укладка новой. Доставка смеси должна проводится своевременно, чтобы не было недостатка в горячем асфальте. Не лучше, если горячей смеси привозят сразу много: излишки успевают остыть и становятся непригодными.

Уплотнение асфальта производят специальной техникой: асфальтоукладчиками, виброплитой или ручным катком. Чтобы укладываемое покрытие не прилипало к катку, его постоянно смачивают водой.

После того, как асфальт остыл, дорогу можно эксплуатировать. И всегда помнить, что за таким покрытием нужен постоянный уход.

Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр – это все названия одного и того же элемента дорожного благоустройства. Среди них различают дорожную вибропресованную и тротуарную вибропресованную конструкции, применяемые при строительстве дорожных покрытий. Указанные элементы служат для: отделения проезжей части от тротуаров, газонов и остановок общественного транспорта, а также отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Укладка производится при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Кроме того, это позволяет обеспечить более ровную выкладку стройматериала и, соответственно, высокую прочность получившегося ограждения.

Во-первых, необходимо подготовить траншею для будущего бордюра. В этом поможет устройство, с помощью которого можно выкопать траншею

Либо воспользоваться обычной лопатой.

Во-вторых, не менее важное для укладки бордюрного камня, устройство – трамбовщик траншеи. Он сделает дно канавы ровным

Правильная установка конструкции является также дисциплинирующим фактором для водителей.

цементным раствором

  • Крупный. Он несет функциональную нагрузку – отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
  • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

Подготовительный этап

Для обустройства окантовки газонов и дорожек вы можете приобрести готовые блоки либо изготовить их своими руками.

Виды и особенности готового камня для окантовки

Существует несколько видов:

  • дорожные камни (изготавливаются с применением армирующего прута, имеют внушительные размеры – 3000 х 600 х 200 мм и обладают большой прочностью);
  • поребрики (предназначены для того, чтобы предотвратить расползание плитки и смешивание грунта с растительностью и песком, имеют параметры – 500 х 210 х 35-45 мм);
  • газонные блоки (служат для обрамления зеленых зон участка, препятствуя смещению слоев обогащенной земли, подготовленной под высадку; габариты – 500 х 211 х 70 мм, параметры тротуарного камня – 1000 х 200 х 80 мм).

Как изготовить блоки для обрамления дорожек собственными силами

Формы для такого камня можно приобрести готовые, например, из поливинилхлорида или полиэтилена, с помощью которых можно произвести отливку изделий с четким рисунком. А можно изготовить формы и своими руками из подручного материала, например, из деревянных досок, плотной фанеры и брусков, скрепленных с помощью уголков и саморезов.

Важно! Главное в формах собственного изготовления – постараться, как можно более идеально отшлифовать внутренние поверхности опалубки. Готовим бетонную смесь из цемента (М300-М500); песка (мелкого, просеянного); щебня (фракция 5-10 мм); пластификаторов (которые придают бетону пластичность и прочность готовому изделию); красителей (если хотите получить любой цвет, кроме серого). Готовим бетонную смесь из цемента (М300-М500); песка (мелкого, просеянного); щебня (фракция 5-10 мм); пластификаторов (которые придают бетону пластичность и прочность готовому изделию); красителей (если хотите получить любой цвет, кроме серого)

Готовим бетонную смесь из цемента (М300-М500); песка (мелкого, просеянного); щебня (фракция 5-10 мм); пластификаторов (которые придают бетону пластичность и прочность готовому изделию); красителей (если хотите получить любой цвет, кроме серого).

Технология изготовления блоков такова:

  • засыпаем в бетономешалку цемент, песок и щебень (в пропорции 1:2:3), перемешиваем;
  • добавляем пластификаторы, продолжая перемешивать;
  • наливаем воду, перемешиваем (до консистенции густого крема для торта);
  • смазываем формы машинным маслом;
  • заливаем смесь в формы наполовину;
  • укладываем армирующий элемент;
  • заливаем раствор до краев формы;
  • поверхность выравниваем мастерком или шпателем;
  • помещаем формы на вибростол;
  • после виброобработки оставляем блоки в формах на просушку;
  • через 1-2 дня производим распалубку;
  • оставляем блоки на окончательную просушку в течение 3-4 недель.

Совет! В формы перед заливкой раствора можно положить элементы декора: камни, ракушки.

И так блоки готовы для дальнейшего использования. Технология установки бордюров для обрамления тротуарной плитки не требует особых навыков.

Готовим материалы и инструменты

Для производства работ необходимо следующее:

  • готовые блоки для поребрика;
  • цемент (М300-М500);
  • песок (мелкий для раствора);
  • песок (крупный для засыпки в траншею);
  • наполнитель из щебня или гравия (крупных фракций);
  • колышки (для разметки бордюра);
  • трамбовка (механическая или ручная);
  • приспособление для переноски блоков;
  • бетономешалка (или любая подходящая емкость);
  • болгарка с алмазным кругом по бетону (в случае необходимости разрезать камень);
  • резиновый молоток;
  • лопата;
  • уровень;
  • веревка.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Как уложить брусчатку без бордюра

Мощение с бордюром обходится намного дороже, чем без него. К тому же, облицовка выглядит презентабельнее. Но можно обойтись и без поребрика.

Утопленная в почву плитка

Если участок ровный, то выгоднее все выложить на него плитку, заглубив ее в почву. Для этого пахотный слой или дерн бережно снимают по шнуру. Затем борт траншеи дополнительно уплотняют. По желанию на него высаживают декоративные растения. По факту земляная опалубка выступает заменой бордюру.

Использование металлического уголка

При укладке тротуарной плитки на даче вместо бордюров можно использовать металлические уголки. С их помощью можно обустроить жесткий каркас, который будет сохранять прочность в течение долгого времени.

  1. В одной полке проделывается отверстие с шагом 0,5-1 м, через эту дистанцию будут крепиться уголки.
  2. Поверхность металла обрабатывается с помощью грунтовки или краски для защиты от коррозийных процессов.

С помощью метода можно обустраивать неширокие дорожки, скрепляя уголки арматурой или делать обширные площадки своими руками.

С целью повышения жесткости каркаса уголок фиксируется на цементном растворе. Однако нередко проблема решается с помощью длинных кольев, которые удерживают конструкцию.

На прямых участках бордюр удобно заменить уголком с соответствующими по размеру полками.

Для этого:

  • в нижней части уголка, упирающейся в грунт, выполняют отверстия;
  • через них рамка закрепляется на грунт колышками или гвоздиками (или применяется арматура);
  • металлопрокат обрабатывается антикоррозионным составом;
  • жесткость рамки усиливают перемычками из арматуры, прутка или полос поперек тропы.

Эти правила нередко применяют для строительства ступенек, крылечка дома.

Фиксация цементным раствором

Плитку вдоль зоны отдыха, тропинок на даче или в саду — можно уложить на цементный раствор, изготовленный из одной доли цемента и трех долей песка. Чтобы упростить задачу, лучше выбрать облицовку с крупными квадратными элементами. Фигурный вариант требует большей аккуратности в плане совмещения рисунка.

Этапы устройства плитки:

  1. с поверхности убирают верх почвы, обустраивают песчано-щебневую подушку;
  2. покрытие поливают водой и утрамбовывают;
  3. наносят разметку и прокладывают начальный ряд раствора;
  4. следующие слои укладывают на цементно-песочный состав.

Заливка опалубки

Строители называют эту технологию «скрытый бордюр» и применяют при организации парковочных мест, заездов во дворы и дорожек с нестандартной формой. Она востребована для проведения работ в участках со сложным рельефом, где применение поребрика становится сложным и неоправданно дорогим.

Для монтажа опалубки стоит придерживаться таких инструкций:

  1. Подготавливают основу и делают подушку.
  2. Приступают к кладке ФЭМ.
  3. Обустраивают траншею по периметру для опалубки.
  4. Заливают углубление раствором цемента.
  5. По мере схватывания стяжки производится засыпка траншеи грунтом или другой присыпкой.

Для благополучного завершения работы нужно, чтобы ФЭМ был утоплен в бетон на половину толщины. В противном случае плитка начнет деформироваться. Метод бетонирования может предусматривать использование съемной опалубки, но можно обойтись и без нее. Прочные стенки углубления предотвратят растекание раствора.

Если возникает необходимость обустройства больших территорий, работы выполняются совместно. Однако не обязательно выкладывать всю территорию, чтобы начать заливку. При кладке плитки в условиях с большими нагрузками бетон нуждается в дополнительном армировании. Это поднимет его прочность и увеличит срок службы.

Укладка плиточных элементов

Завершив этап подготовки, можно переходить к монтажу плитки. Перед этим между колышками по периметру нужно натянуть нить, которая будет обозначать верхнюю кромку элементов мощения

В первую очередь выкладывается крайний ряд (важно убедиться, что он не касается шнура)

Последующие элементы мощения фиксируются от себя, чтобы не повредить подушку из цемента и песка. Элементы трамбуются с помощью резиновой киянки путем легких постукиваний. Это позволит предотвратить растрескивание материала. При сильном проседании плитки под нее вносят смесь из цемента и песка.

После завершения кладки производится засыпка межплиточных швов. В этом случае дорожки равномерно высыпаются песком, а остатки состава сметаются в швы. Подушка увлажняется и просушивается, после чего вносится смесь из песка и цемента.

С помощью такой технологии можно обустроить надежную поверхность с повышенной прочностью.

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…

Читать далее

Материалы, используемые для бордюров

Садовые дорожки оформляют следующими бордюрами:

  • из бетона. Производят их из одного бетона и с установкой армирующего каркаса. Каркас увеличивает прочность и срок службы. Марку бетона используют не меньше М200. Хорошо выглядят на прямых дорожках;
  • натурального камня. Используют цельный камень, который режется по размерам и заданной форме. У таких бордюров высокая прочность и высокая цена. По своей расцветке и фактуре с ними мало что может сравниться;
  • клинкера. Бордюры из этого материала отличаются своеобразным окрасом. Торцы у бордюров оснащены технологическими отверстиями. С помощью металлических прутков, вставляемых в них, бордюры соединяют;
  • металла. Для их изготовления используют нержавеющую сталь, реже медь или алюминий. Ими оформляют ровные дорожки, имеющие прямые повороты;
  • кирпича. Это непрактичное и недолговечное окаймление. Но сочетание его и брусчатки идеальное;
  • резины. Для их изготовления используют резиновую крошку. Бордюры устойчивы к влаге и низким температурам;
  • пластика. Бордюры из него не особо прочные, быстро выцветают. Их невысокая стоимость делает их конкурентными.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий